ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО — ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
«ЧАС ЧТЕНИЯ»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
«ЧАС ЧТЕНИЯ»
Руководитель: Доржиева Ц.Д.
Педагог-библиотекарь
2018, Челута
ё
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Час чтения» для обучающихся составлена на основе программы метапредметного курса «Час чтения» для учащихся 5—8 классов Саратов, ГАУ ДПО «СОИРО», 2016/ авторы- составители Сторожева Т.Ю, Горох Н.Г.
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Кружок «Час чтения» организуется по духовно-нравственному и общекультурному направлениям развития личности.
Цели:
повысить читательскую активность
повысить качество чтения
способствовать развитию культурной и читательской компетенции учащихся
способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы.
Задачи:
формирование и развитие у учащихся мотивации к чтению
воспитание уважения к книге
включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся вовлечение в круг читателей учащихся разных возрастов
приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
понимание определяющей роли чтения в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности;
осознание эстетической ценности книг.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, понимание темы, основной мысли текста; основной и дополнительной информации)
правильное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения для дальнейшего развития личности;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, многоаспектного диалога; гармонизации отношений человека и общества,
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
По структуре «час чтения» в основном состоит из трех основных блоков:
- Вступительная беседа.
- Собственно чтение.
- Беседа после чтения и творческие задания.
Последовательность блоков может варьироваться. Продолжительность чтения зависит от возраста детей.
Чтение одного произведения можно разделить на несколько встреч. Каждая складывается из тех же блоков: вступительная беседа, чтение, беседа о прочитанном и творческие задания.
Кроме привычных занятий, предусматривается проведение нестандартных уроков: уроков – путешествий, исследований, конференций, круглых столов, фантазий и т.д.
В программу включены произведения из списка для самостоятельного чтения Примерной программы, из списка «100 произведений для чтения». Для знакомства с современной детской литературой можно предложить произведения лауреатов литературных премий:
Национальный литературный конкурс «Книгуру» (2010-2013 гг.),
Литературный конкурс имени Сергея Михалкова (2008 – 2012 гг.),
Международная детская литературная премия имени Владислава Крапивина (2010 – 2013 гг.),
Литературная премия имени Корнея Чуковского (2007-2013 гг.).
Содержание программы
Для учащихся 5 классов предлагаются произведения, вызывающие у детей данного возраста наибольший эмоциональный отклик.
Для 6 класса включены в круг чтения произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанные с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений.
В 7 классе интерес к чтению можно усилить знакомством с произведениями таких жанров, как приключения, фантастика.
Для учащихся 8-9 классов важны произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблемы взаимоотношений человека и общества, человека игосударства.
5 класс:
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).
Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена (1-2 по выбору).
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».
В.П. Крапивин. «Дети синего Фламинго».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день».
В.К. Железников. «Чудак из 6 “Б”».
Р.П. Погодин. «Тишина».
А. Линдгрен. «Приключения Кале Блюмквиста».
К. Булычев «Приключения Алисы»
6 класс:
В.К. Железников. «Чучело».
В.П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».
Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».
А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».
Ася Петрова «Волки на парашютах»
А. Адабашьян «Хрустальный ключ»
Е. Каретникова «Чакли – это мы»
А. Жвалевский «Смерть мертвым душам!»
А. Олейников «Приключения рыцаря Эльтарта»
О. Корнеева. «Первый на полюсе. Подвиг Водопьянова» (из серии «Великие экспедиции»)
7 класс:
А.П. Чехов. Рассказы.
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».
К. Булычев. «Белое платье Золушки».
Ф.А. Искандер. «Петух».
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
В. Каверин «Два капитана»
Е. Шварц «Дракон», «Снежная королева»
Д. Лихачев «Рассказы русских летописей XІІ – XІV вв.» (отрывки)
«Напиши свою книгу приключений» (под ред. Филатовой Г.. изд. Манн, Иванов и Фербер.2016)
8 класс :
А. Грин. «Бегущая по волнам».
В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель».
В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».
Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».
В. Гюго. «Девяносто третий год».
А. Толстой «Князь Серебряный»
Д. Лихачев «Рассказы русских летописей XІІ – XІV вв.» (отрывки)
С. Лурье «Заговорившие таблички»
Программа реализуется в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, в форме кружка любителей чтения. На реализацию курса внеурочной деятельности в учебном плане школы выделен 1 час в неделю, всего 35 часов.
№ п/п | Тема | Дата проведения | Условные
обозначения |
|
по плану | по факту | |||
Введение – 1ч. | ||||
1 | Притча «Чему учат книги?». «Без книги человек слеп». | 07.09. | ||
Человек и родина — 2ч. | ||||
2 | Борис Екимов «Фетисыч».Тема малой родины. От чего и от кого зависит её судьба? | 14.09 | ||
3 | Вертель Л. «Моя вторая родина». Тема разрушения деревенского уклада жизни, разрыва связи между поколениями людей, разрушения традиций. | 21.09 | ||
Человек и школа-4ч. | ||||
4 | Геннадий Жаворонков «Однажды на пятом уроке». Истинное и мнимое милосердие. Одиночество «в толпе». Учитель и ученик. | 28.09 | ||
5 | Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение».
Взаимоотношения учителя и учеников. |
05.10 | Дом.сочин. | |
6 | Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро».
Тема борьбы добра и зла. Понятие о «дружбе» в классе. |
12.10 | ||
7 | Проблема милосердия в произведении Е. Мурашовой «Класс коррекции» | 19.10 | ||
Человек и семья – 3 часа | ||||
8 | А. Приставкин «Фотография». Война и дети. Тема сиротства. Фотографии как реликвия, память, связь поколений. | 26.10 | ||
9 | Борис Екимов «Ночь исцеления». Тема памяти, милосердия, сострадания. | 09.11 | ||
10 | Юрий Бондарев «Щенок». Тема ответственности взрослых перед детьми и за детей. Сочинение по поднятой проблеме рассказа. | 16.11 | Кл. соч. | |
Человек и его выбор – 4 часа | ||||
11 | Ю. Нагибин «Эхо». Тема предательства, раскаяния, истинной дружбы. Проект «Краткий словарь нравственных понятий» или «Русские пословицы о нравственных понятиях» | 23.11 | Проект | |
12 | Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».
Тема отношения к людям в этом мире. Сочинение-размышление «Мы и мир вокруг нас» |
30.11 | Кл. сочин. | |
13 | Тревога за будущее нашей страны и ее людей в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые Робинзоны». | 07.12 | ||
Рождественские рассказы – 3 часа | ||||
14 | Л. Улицкая «Капустное чудо». Враждебность внешнего мира. Тема прозрения. Проект: «Рождественский рассказ как канонический жанр русской литературы».
Контрольная работа за 1 полугодие |
14.12 | Проект
Срез |
|
15 | В. Крупин «Зимние ступени». Тема всепрощения. | 21.12 | ||
16 | Н. Телешов «Елка Митрича». Человеколюбие. Истинная гуманность. Проект «Мир рождественских рассказов» | 28.12 | Проект | |
17 | Резерв 1 | 18.01 | ||
Человек и природа – 4 часа | ||||
18 | Ю. Яковлев «Багульник». Доброта, чуткость, милосердие подростка по отношению к чужим людям и собакам. | 25.01 | ||
19 | Р. Брэдбери «Здесь могут водиться тигры». Тема ответственности человека за все, что он делает, тема опасности «потребительского отношения» к жизни, к природе, к людям. | 01.02 | ||
20 | Яшин А. «Старый Валенок». Взаимоотношения человека и его питомца. | 08.02 | ||
Защитники Отечества — 2часа | ||||
21 | Жизнь солдата на войне, быт солдата, какой солдат
между боями – тема рассказа Виктора Некрасова «Вася Конаков». |
15.02 | ||
22 | В. Соловьев «По европейскому асфальту».
Проблема бесчеловечности, жестокости войны. Мужество и незаметный героизм солдат на войне. |
22.02 | ||
Мама, бабушка – 3 часа | ||||
23 | А. Костюнин «Сострадание». Тема взаимоотношения близких людей. | 01.03 | ||
24 | Б. Екимов «Говори, мама, говори…». Отношение к матери, одиночество пожилых людей. Красота мира природы и «убогость» мира людей. | 15.03 | ||
25 | Л. Чарская «Урок». Гуманность, чувство долга, готовность девочки взять на себя ответственность за семью, бабушку. | 22.03 | ||
26 | Классное сочинение на выбор: сочинение – размышление на тему «В чем заключаются красота и величие моей мамы»; письмо маме; эссе на тему «Если б не было тебя…» | 05.04 | Кл. сочин. | |
Человек и искусство – 3 часа | ||||
27 | К. Паустовский «Старый повар». Композитор В.А. Моцарт, музыка которого делает людей счастливыми. Проект: «Волшебная сила музыки». | 12.04 | Проект | |
28 | Евгений Носов «Шопен, соната номер два». Рассказ-реквием, в котором соотносятся события прошлого и настоящего. Проект «Музыка в жизни людей». | 19.04 | Проект | |
29 | Контрольное тестирование по итогам года | 26.04 | КР | |
«И помнит мир спасенный» — 2часа | ||||
30 | Даниил Гранин «Дом на Фонтанке. Тема памяти. Нужно ли навещать жен и матерей погибших товарищей? «Я знаю, никакой моей вины…» | 03.05 | ||
31 | А. Лиханов «Последние холода». Достоинство и благородство детей войны, милосердие, доброта, человечность. | 10.05 | ||
Итоговое повторение – 2 часа | ||||
32 | Итоговый проект «Я читаю» | 17.05 | Проект | |
33 | Итоговый проект «Я читаю» | 24.05 | Проект |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Региональный список «100 книг для самостоятельного прочтения».
- М. Юдаева. Внеклассное чтение 1 класс. М.: Самовар, 2011г.
- Большая хрестоматия для начальной школы.- М.: Издатель Махаон,2010г.
4.Детские энциклопедии, журналы, справочники и другая аналогичная литература.
- http:/mirknigsch.ru
- http:/razumniki.ru
- Телевизор, магнитофон,ноутбук.
- Портреты писателей.